В Российской Федерации могут разрешить использовать стейблкоины во внешнеторговых расчетах

05 февраля 2024
Дмитрий Филиппов
Младший юрист
Дмитрий Кириллов
Советник

В Государственную Думу внесен законопроект № 540256-8 О внесении изменений в Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «Законопроект»).

Законопроект внесён группой депутатов Государственной думы от партии КПРФ во главе с руководителем фракции Зюгановым Г.А.

Законопроект вносит точечные изменения в закон о цифровых финансовых активах1 в части определения термина «обеспеченные стейблкоины», а также порядка использования обеспеченных стейблкоинов во внешнеторговых контрактах.

Под обеспеченными стейблкойнами понимаются цифровые активы, которые стремятся поддерживать стабильную стоимость за счет привязки к курсу золота. Вместе с тем в пояснительной записке к Законопроекту разъясняется, что стейблкоины могут поддерживать стабильную стоимость не только за счет привязки к золоту, но и к иным активам (в том числе к фиатной валюте2, драгоценным металлам и т. д.). Поэтому мы допускаем, что в ходе рассмотрения Законопроекта список активов, служащих обеспечением для стейблкоинов, может быть расширен. Также мы надеемся, что будет уточнён правовой статус стейблкойнов – сейчас они отнесены к ЦФА, но в явном виде не названы цифровыми правами как объектом гражданских прав.

Ключевое изменение касается возможности расчетов стейблкойнами по внешнеторговым контрактам. Так, в случае принятия Законопроекта стейблкоины смогут использоваться в качестве средства платежа или иного встречного предоставления за передаваемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги во внешнеторговых контрактах. Цифровые финансовые активы и цифровую валюту российским резидентам принимать в качестве оплаты или иного встречного предоставления сейчас запрещено3

Законопроект позволит определить в российском правовом поле стейблкойны, которые давно существуют на мировом крипторынке (самые известные это USDT и USDC) и возможно появятся у российских эмитентов. При этом упростятся международные расчеты в условиях санкционного давления, но цифровые активы не будут использоваться в качестве средства платежа на территории России, чего опасается Центробанк как угрозы финансовой стабильности4.

1 Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
2 Согласно докладу Банка России, большинство существующих стейблкоинов привязаны к фиатным валютам. (см. Развитие рынка цифровых активов в Российской Федерации: Доклад Банка России для общественных консультаций. - URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/141991/Consultation_Paper_07112022.pdf.).
3 Пункт 5 статьи 14 Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
4 Подробнее об этом см.: Развитие рынка цифровых активов в Российской Федерации: Доклад Банка России для общественных консультаций. URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/141991/Consultation_Paper_07112022.pdf.).

The Russian Federation May Allow Using Stablecoins in Foreign Trade Settlements

05 February 2024
Dmitry Filippov
Junior Associate
Dmitry Kirillov
Counsel

The draft Law № 540256-8 “On Amendments to the Federal Law "On Digital Financial Assets, Digital Currency and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation"” (hereinafter “Draft Law”) has been submitted to the State Duma.

The Draft Law has been submitted by a group of State Duma deputies from the CPRF party led by the head of the faction, G.A. Zyuganov.

The Draft Law introduces spot changes to the Digital Financial Assets Law1 in terms of the definition of the term “secured stablecoins” and the procedure for the use of secured stablecoins in foreign trade contracts.

Secured stablecoins are defined as digital assets that tend to maintain a stable value by being pegged to the gold exchange rate. At the same time the explanatory memorandum to the Draft Law further clarifies that stablecoins may maintain a stable value not only by being pegged to gold, but also to other assets (including fiat currency2, precious metals, etc.). Consequently, we assume that during consideration of the Draft Law the list of assets securing the stablecoins will be extended. We also expect that the legal status of stablecoins will be clarified – currently they are regarded as DFA but not explicitly named digital rights which are civil right objects.

The key change concerns the possibility of making settlements under foreign trade contracts in stablecoins. Thus, should the Draft Law be adopted, stablecoins could be used as means of payment or other consideration for goods, works or services under foreign trade contracts. Currently it is forbidden for Russian residents to accept DFA and digital currency as means of payment or other consideration3.

The Draft Law will allow to define within the Russian legal framework the stablecoins that exist on the world crypto market for a long time (the most known are USDT and USDC) and apparently, we will see those from Russian issuers. This will simplify international settlements under the sanctions pressure, however digital assets will not be used as a means of payment in the Russian territory, which Central Bank is concerned of as a threat to financial stability.4

1Federal Law № 259-FZ of 31.07.2020 “On Digital Financial Assets, Digital Currency and on Amending Certain Legislative Acts of the Russian Federation”.
2 According to a report by the Bank of Russia, the majority of existing stablecoins are pegged to fiat currencies. (see Development of the Digital Asset Market in the Russian Federation: Report of the Bank of Russia for Public Consultations. – URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/141991/Consultation_Paper_07112022.pdf.).
3 Paragraph 5 of Article 14 of Federal Law № 259-FZ dated 31.07.2020 “On Digital Financial Assets, Digital Currency and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation”.
4 Paragraph 1 of Decree No. 844 For more details see: Development of the Digital Asset Market in the Russian Federation: Report of the Bank of Russia for Public Consultations. URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/141991/Consultation_Paper_07112022.pdf.