Центральный банк РФ может быть наделен правом ограничивать предоставление рискованных ипотечных кредитов

30 января 2024
Дмитрий Филиппов
Младший юрист

Комитет Государственной Думы по финансовому рынку 24 января 2024 года предложил принять к рассмотрению законопроект № 531412-8 «О внесении изменения в статью 45-6 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"» (далее- «Законопроект»).

Субъектом права законодательной инициативы выступила группа сенаторов и депутатов под руководством председателя комитета Государственной думы по финансовому рынку Анатолия Аксакова.

Законопроектом предлагается наделить Банк России полномочиями по ограничению доли предоставляемых кредитов (займов), обеспеченных залогом зданий, сооружений, земельных участков, объектов незавершенного строительства, жилых и нежилых помещений, а также предназначенных для размещения транспортных средств частей зданий или сооружений (машиномест).  

Ранее, в 2021 году1 в качестве меры, направленной на снижение угроз финансовой стабильности Российской Федерации, Банк России получил право на основании решения Совета директоров устанавливать для кредитных организаций и микрофинансовых организаций максимально допустимую долю отдельных видов кредитов (займов), предоставляемых физическим лицам (далее – «Макропруденциальные лимиты»). В настоящий момент Макропруденциальные лимиты не применяются в отношении кредитов (займов), предоставленных в предпринимательских целях, ипотечных кредитов, а также кредитов, обязательства по которым обеспечены залогом автомототранспортного средства2.

Основываясь на пояснительной записке к Законопроекту, целью включения ипотечных кредитов (займов) в периметр действия Макропродунциальных лимитов является снижение закредитованности граждан и предотвращение накопления рисков кредитными организациями и МФО за счет ограничения возможности предоставления рискованных ипотечных кредитов (займов).

Автор законопроекта - Анатолий Аксаков, также дополнительно пояснил: «Использование макропруденциальных лимитов регулятором показало свою эффективность на рынке потребкредитования, где удалось существенно уменьшить долю рискованных кредитов.  Последнее время растет доля ипотеки, которая выдается заемщикам с высоким показателем долговой нагрузки. Необходимо дать регулятору соответствующие полномочия, чтобы защитить интересы граждан и обеспечить стабильное развитие финансового рынка»3.

Таким образом, в случае принятия Законопроекта Государственной Думой Банк России получит больше возможностей для гибкого регулирования рынка ипотечного кредитования посредством установления и последующего изменения Макропруденциальных лимитов.

Предлагаемый срок подготовки Законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении – февраль 2024 года.

1 На основании Федерального закона от 06.12.2021 № 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и статьи 9 и 14 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
2 Согласно части 6 статьи 45.6. Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
3 https://tass.ru/ekonomika/19742013

The Central Bank of the Russian Federation May be Authorized to Restrict the Granting of Risky Mortgage Loans

30 January 2024
Dmitry Filippov
Junior Associate

On 24 January 2024, the State Duma Committee for the Financial Market proposed to adopt for consideration Draft law № 531412-8 “On Amending Article 45-6 of the Federal Law "On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)"” (hereinafter - the “Draft law”).

The authors of the Draft law were a group of senators and deputies led by Anatoly Aksakov, Chairman of the State Duma Committee on the Financial Market.

The Draft law proposes to authorize the Bank of Russia to limit the share of loans secured by a pledge of buildings, structures, land plots, construction in progress, residential and non-residential premises and parts of buildings or structures (parking spaces) intended to accommodate vehicles.

Earlier, in 20211, as a measure aimed at reducing threats to the financial stability of the Russian Federation, the Bank of Russia was granted the right, based on a decision of the Board of Directors, to establish for credit organizations and microfinance organizations the maximum permissible share of certain types of loans (credits) granted to individuals (hereinafter – “Macroprudential limits”). At present, Macroprudential limits do not apply to loans (credits) granted for entrepreneurial purposes, mortgage loans, as well as loans whose obligations are secured by a pledge of a motor vehicle2.

Based on the explanatory note to the Draft law, the purpose of including mortgage loans (credits) within the scope of Macroprudential limits is to reduce the number of citizens' loans and prevent credit institutions and MFIs from accumulating risks by limiting the possibility of providing risky mortgage loans (credits).

The author of the Draft law, Anatoly Aksakov, also explained, “The use of macroprudential limits by the regulator has shown its effectiveness in the consumer credit market, where it was possible to significantly reduce the share of risky loans. Recently, the share of mortgages issued to borrowers with a high debt load has been growing. It is necessary to authorize the regulator to protect the interests of citizens and ensure stable development of the financial market”3.

Thus, if the State Duma adopts the Draft law, the Bank of Russia will have more opportunities to flexibly regulate the mortgage lending market by setting and subsequently changing Macroprudential limits.

The proposed deadline for preparing the Draft law for consideration by the State Duma in the first reading is February 2024.

1 Based on Federal Law № 398-FZ dated 06.12.2021 “On Amendments to the Federal Law "On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)"” and Articles 9 and 14 of the Federal Law “On Microfinance Activities and Microfinance Organisations”.
2 According to part 6 of Article 45.6 of the Federal Law “On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)”.
https://tass.ru/ekonomika/19742013