Провести дистанционное заседание стало проще

22 Июля 2021
С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 28.06.2021 N 225-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации" (Закон), направленный на улучшение и повышение эффективности дистанционного способа проведения собраний.

Последний год пандемии показал острую необходимость законодательного закрепления и урегулирования вопросов, связанных с проведением заседаний собраний дистанционным способом. Принятий Закон однозначно решает часть накопившихся проблем.

Во-первых, Законом предусматривается:

  • возможность дистанционного участия в заседаниях собраний при помощи электронных/технических средств для различных форм гражданско-правовых сообществ, включая общие собрания акционеров и участников.
  • возможность совмещения очного собрания и дистанционного голосования.

При этом отмечается, что для обеспечения дистанционного участия в собрании необходимо соблюсти следующие условия:

  • используемые технические средства позволяют достоверно установить, принимающих участие в заседании;
  • технические средства должны позволять участнику принимать участие в обсуждении повестки и голосовать.

В тоже время, стоит заметить, что Законом не определены критерии для установления достоверности личности принимающих участие в собрании лиц. Более того, не до конца понятно какие технические средства будут являться надлежащими для обсуждения и голосования. Данные обстоятельства не исключают возникновение новых практических проблем в будущем.

Во-вторых, изменения также коснулись оформления протокола собраний: теперь он должен дополнительно включать сведения о способе дистанционного участия в заседании, а в случаях заочного голосования – дату, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании. Также при дистанционном способе проведения собрания или заочном голосовании возможно не указывать место проведения собрания.

Помимо самого протокола, допускается использование иных методов подтверждения проведения заседания или заочного голосования (например, видео запись заседания). Однако данный способ должен обеспечить хранение и воспроизведение в неизменном виде сведений, которые должен содержать протокол (кроме сведений о лицах подписавших протокол).

Закон применяется ко всем собраниям, сообщение о проведении которых было направлено после 1 июля 2021 года.

Таким образом, законодателем были внесены важные изменения, направленные на устранение проблем, с которыми столкнулись большинство обществ во время пандемии. В рамках Закона предусмотрена дистанционная и смешанная форма собрания, определены критерии для такого участия и актуализирован порядок составления протокола.

To hold a remote meeting will be easer

22 July 2021
On July 1, 2021, Federal Law No. 225-FZ of 28.06.2021 "On Amendments to Part One of the Civil Code of the Russian Federation" (the Law) aimed at improving and increasing the effectiveness of holding remote meetings came into force.

The last year of the pandemic has revealed the urgent need for legislative consolidation and settlement of issues related to holding meetings remotely. The adoption of the Law unambiguously solves some of the accumulated problems.

Firstly, the Law provides:

  • the possibility of remote participation in meetings using electronic/technical means for various forms of civil law communities, including general meetings of shareholders and participants. 
  • the possibility of combining an attendee meeting and remote voting.

At the same time, it is noted that in order to ensure remote participation in the meeting, the following conditions must be met:

  • the technical means should allow authentically determine who is taking part in the meeting;
  • technical means should allow the participant to take part in the discussion of the agenda and vote.

At the same time, it should be noted that the Law does not define criteria for establishing the authenticity of the identity of persons participating in the meeting. Moreover, it is not completely clear what technical means will be appropriate for discussion and voting. These circumstances may occur the new practical problems in the future.

Secondly, the amendments also affected the formalization of the minutes of meetings: now it should additionally include information about the method of remote participation in the meeting and cases of absentee voting – the date before which the documents containing information about the vote were accepted.  Also, if the meeting is held remotely or by absentee voting, it is possible not to specify the place of the meeting.

Instead of the minute itself, it is allowed to use other methods of confirming availability the holding of the meeting or absentee voting (for example, a video recording of the meeting). However, this method should ensure the storage and reproduction in an unchanged form of the information that the minute should contain (except for information about the signatories of the minute).

The Law applies to all meetings, the notification of which was sent after July 1, 2021.

Thus, the legislator made important changes aimed at eliminating the problems that most companies faced during the pandemic. The Law provides for a remote and mixed form of meeting, defines the criteria for such participation and updates the procedure for drawing up the minute.