Разбор ключевых изменений в Закон об обращении лекарственных средств

30 января 2024 г. Президент РФ подписал Федеральный закон от 30.01.2024 г. № 1-ФЗ, которым внесены существенные изменения в Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ («Закон об обращении ЛС»).

Законодательные новеллы в первую очередь направлены на гармонизацию национального регулирования и правил, действующих в рамках единого рынка ЕАЭС.

Статья 3 Закона об обращении ЛС дополняется прямым указанием на то, что акты ЕАЭС являются составной частью российского регулирования в сфере обращения лекарственных средств, при этом закрепляется приоритет правил ЕАЭС над положениями Закона об обращении ЛС.

При этом в статье 1 разграничивается «государственная регистрация» - процедура, осуществляемая в соответствии с Законом об обращении ЛС, и «регистрация», которая осуществляется в соответствии с международными договорами и актами ЕАЭС.

Изменения в понятийном аппарате:

  • Определение орфанного лекарственного препарата скорректировано в соответствии с закрепленным в Правилах регистрации и экспертизы ЕАЭС;
  • Закрепляется понятие высокотехнологичного лекарственного препарата – генотерапевтического лекарственного препарата для медицинского применения, или лекарственного препарата на основе соматических клеток для медицинского применения, или препарата тканевой инженерии;
  • Определение общей фармакопейной статьи дополнено указанием на вспомогательные вещества, а фармакопейной статьи – на лекарственное растительное сырье и вспомогательные вещества;
  • Обновлено определение регистрационного удостоверения лекарственного препарата, которое закрепляется как «запись в государственном реестре лекарственных средств, подтверждающая факт государственной регистрации лекарственного препарата, и (или) документ, подтверждающий факт государственной регистрации (регистрации) лекарственного препарата»;
  • Скорректировано определение информационного листка пациента указанием на то, что вместо письменной формы добровольное согласие пациента на участие в клиническом исследовании получается в «форме электронного документа, подписанного пациентом (его законным представителем) с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения ЕСИА (Госуслуги), и по желанию пациента в письменной форме».

Изменения в обращении орфанных лекарственных препаратов:

Упрощен процесс регистрации орфанных лекарственных препаратов: если редкого заболевания нет в перечне Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», то в запросе необходимо прописать обоснование, почему болезнь считается орфанной.

Закрепляется, что возможность рассмотреть препарат в качестве орфанного может определяться как в отношении зарегистрированных препаратов (по национальной процедуре или праву ЕАЭС), так и в отношении незарегистрированных лекарств, при этом конкретизирован подробный перечень документов, которые предоставляются на экспертизу.

В случае недостаточности предоставленных материалов у заявителя будет возможность предоставить недостающие сведения в течение 60 дней со дня получения запроса от экспертов.

Также прямо закреплено, что в течение 12 месяцев с даты регистрации допускается ввоз и обращение орфанных лекарственных препаратов в упаковках, предназначенных для обращения в иностранных государствах.

При вводе в гражданский оборот не нужно представлять протокол испытаний в отношении орфанных лекарственных препаратов, полученных из биоматериала определенного человека и предназначенных для применения им же.

Вносятся изменения в процедуру подтверждения государственной регистрации лекарственного препарата, закрепленные в статье 29 Закона об обращении ЛС:

  • Изменились сроки подтверждения государственной регистрации лекарственного препарата при выдаче бессрочного РУ – теперь оно осуществляется в срок, не превышающий 40 рабочих дней с даты направления в уполномоченный орган заявления посредством портала Госуслуг, а не 60 дней, как было ранее;
  • При этом закрепляется возможность предоставления копии сертификата соответствия производителя требованием правил GMP ЕАЭС в рамках пакета документов по данной процедуре;
  • Сроки, в течение которых уполномоченный орган должен провести проверку документов заявителя и принять решение о проведении или отказе в проведении экспертизы в рамках процедуры, а также сроки принятия им решения по результатам экспертизы сокращены с 10 до 5 дней;
  • В случае выявления недостоверности или недостаточности сведений, заявитель предоставляет уполномоченному органу или эксперту документы (материалы) в цифровом виде посредством портала Госуслуг;
  • Сроки проведения экспертизы отношения «польза/риск» при этом сокращены с 40 до 30 дней.

Также мы выделили следующие изменения:

  • Согласно нововведениям к 01.09.2025 процесс регистрации лекарственных препаратов будет осуществляться посредством использования ФГИС ЕПГУ.
  • Доклиническое испытание лекарственного средства для медицинского применения проводится в соответствии с правилами ЕАЭС. Ранее закон предусматривал, что доклинические испытания проводились на основании правил, утвержденных уполномоченным федеральным органом.
  • Расширен перечень субъектов, которые могут проводить доклинические исследования – к ним теперь относятся и «иные организации», обладающие соответствующими материально-техническими возможностями и квалификацией.
  • Сокращен срок государственной регистрации лекарственного препарата для ветеринарного применения со 160 до 120 рабочих дней.

Key Changes to the Law on Circulation of Medicines

On January 30, 2024, the President of Russia signed Federal Law No. 1-FZ, which introduced substantial amendments to Federal Law No. 61-FZ dated April 12, 2010 ("Law on Circulation of Medicines").

The legislative novelties are primarily aimed at harmonizing national regulation and rules established in the EAEU unified market.

Article 3 of the Law on Circulation of Medicines is supplemented with a direct indication that the EAEU acts are an integral part of the Russian regulation in the area of circulation of medicines, and the priority of the EAEU rules over the provisions of the Law on Circulation of Medicines is enshrined.

At the same time, Article 1 distinguishes between "state registration" - a procedure carried out in accordance with the Law on Circulation of Medicines, and "registration", which is carried out in accordance with international treaties and EAEU acts.

Changes in the legislative terms:

  • The definition of an orphan pharmaceutical has been adjusted in accordance with the definition set out in the EAEU Rules;
  • The concept of a high-tech pharmaceutical was introduced – it is a genotherapeutic pharmaceutical for medical use, or a pharmaceutical based on somatic cells for medical use, or a tissue engineering product;
  • The definition of the “general pharmacopoeial article” is supplemented with the indication of auxiliary substances, and “pharmacopoeial article” - with medicinal plant raw materials and auxiliary substances;
  • The definition of a marketing authorisation for a pharmaceutical was updated and now is defined as "an entry in the State Register of Medicines confirming the fact of state registration of a pharmaceutical and (or) a document confirming the fact of state registration (registration) of a pharmaceutical";
  • The definition of a patient information sheet was amended to indicate that instead of a written form, a patient's voluntary consent to participate in a clinical trial is obtained in "the form of an electronic document signed by the patient (his/her legal representative) using an enhanced qualified electronic signature or a simple electronic signature through the use of an ESIA (Gosuslugi), and at the patient's request in written form".

Changes in the circulation of orphan pharmaceuticals:

The registration process for orphan pharmaceuticals has been simplified: if a rare disease is not listed in the Federal Law No. 323-FZ dated November 21, 2011 "On the Fundamentals of Public Health Protection in the Russian Federation", the request must contain a justification as to why the disease is considered to be orphan.

It is stipulated that the possibility to consider a pharmaceutical as an orphan pharmaceutical may be determined both in respect of registered medicines (under the national procedure or EAEU legislation) and unregistered medicines, and a detailed list of documents to be submitted for expert examination is specified.

If the materials provided are insufficient, the applicant will have the opportunity to provide the missing information within 60 days of receiving the request from the examiners.

It is also expressly stipulated that within 12 months from the date of registration the import and circulation of orphan pharmaceuticals in packages intended for circulation in foreign countries is allowed.

When entering civil circulation, it is not necessary to submit a test report in respect of orphan pharmaceuticals derived from the biomaterial of a certain person and intended for use by that person.

Amendments are made to the procedure of State registration confirmation for pharmaceutical specified in Article 29 of the Law on Circulation of Medicines:

  • The terms for confirmation of state registration of a pharmaceutical when issuing an indefinite marketing authorization have changed - now it is carried out within a period not exceeding 40 working days from the date of submission of an application to the authorized body via the Gosuslugi portal, instead of 60 days as it was before;
  • At the same time, the possibility of providing a copy of the manufacturer's certificate of conformity with the requirements of the EAEU GMP rules as part of the package of documents for this procedure is established;
  • The time limits within which the authorized body must conduct a review of the applicant's documents and make a decision to conduct or refuse to conduct an expert examination within the framework of the procedure, as well as the time limits for its decision-making on the results of the expert examination, have been reduced from 10 to 5 days;
  • In case of revealing unreliable or insufficient information, the applicant shall provide the authorized body or the expert with documents (materials) in digital form via the Gosuslugi portal;
  • The timeframe for the examination of the risk/benefit ratio has been reduced from 40 to 30 days.

We also highlighted the following changes:

  • According to the amendments, by September 1, 2025 the process of registration of a pharmaceutical will be carried out through the use of FGIS EPGU.
  • Pre-clinical trials of a medicine for medical use are conducted in accordance with the rules of the EAEU. Previously, the law provided that preclinical trials were conducted under rules approved by an authorized federal body.
  • The list of entities that can conduct preclinical research has been expanded to include "other organizations" with appropriate material and technical capabilities and qualifications.
  • Reduction the period for State registration of a medicinal product for veterinary use from 160 to 120 working days.