Конституционный суд определил случаи, при которых правообладатель не обязан возмещать судебные расходы нарушителю

12 Ноября 2021
Елизавета Громова
Помощник юриста
Анна Куминова
Юрист

28 октября 2021 г. Конституционный суд РФ принял постановление, в котором проверил ч. 1 ст.110 АПК РФ на соответствие Конституции и разъяснил, в каких случаях обладатели исключительных прав не возмещают судебные расходы ответчику, если суд снизил компенсацию.

Поводом к рассмотрению стала жалоба ООО «Студия анимационного кино «Мельница» (Общество). Общество обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю о нарушении исключительных прав на 8 товарных знаков, требуя минимальный размер компенсации за каждое нарушение. Суд снизил компенсацию до 2 500 тысяч рублей за каждое нарушение в связи с нарушением предпринимателем исключительного права впервые и нахождением на иждивении ребенка-инвалида. Суд истолковал данный факт как частичное удовлетворение исковых требований и пропорционально взыскал судебные расходы, понесенные ответчиком. Вышестоящие суды поддержали данное решение.

Конституционный суд, в свою очередь, обратил внимание на то, что при нарушении исключительных прав снижение размера компенсации ниже минимально установленного не является частичным удовлетворением исковых требований, поскольку, несмотря на снижение, соответствующий судебный акт подтверждает нарушение исключительных прав.

Конституционный суд отметил, что возложение на правообладателя, чье исключительное право нарушено, обязанности выплатить в полном объеме расходы на оплату услуг представителя ответчика при снижении судом заявленного размера компенсации противоречит принципу добросовестности (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и фактически препятствует правообладателю защищать свое нарушенное право в судебном порядке.

В связи с этим, Конституционный суд пришел к выводу, что ч. 1 ст. 110 АПК РФ не предполагает взыскания с правообладателя судебных расходов, понесенных нарушителем исключительного права, в случае снижения размера компенсации ниже минимально установленного предела.

Благодаря данным выводам, положениям ст. 110 АПК РФ нельзя будет придать иного значения, которое бы приводило к злоупотреблению правом со стороны ответчика, а также к нарушению основополагающего принципа равенства перед законом и судом. Такое понимание, на наш взгляд, отвечает принципам справедливого правосудия.

The Russian Constitutional Court stated when a right holder shall not reimburse legal costs

12 November 2021
Elizaveta Gromova
Anna Kuminova
Associate

On 28 October 2021, the Russian Constitutional Court passed a decision in which it examined Art. 110 para. 1 of the Russian Commercial (Arbitrazh) Procedure Code for compliance with the Constitution and clarified when right holders shall not reimburse legal costs to a defendant if the court reduced the compensation.

The Animation Studio Melnitsa LLC’s (Applicant) complaint was a reason for such examination. The Applicant filed a suit with Tambov Region Commercial (Arbitrazh) Court to the individual entrepreneur on the infringement of 8 trademarks claiming minimal compensation for each infringement. The court reduced the compensation down to RUB 2 500 for each infringement as the entrepreneur had for the first time infringed the exclusive right for trademarks and had a child. The court interpreted this fact as partial satisfaction of the claim and charged the defendant proportionally for the legal costs incurred. The higher courts upheld the decision.

The Constitutional Court pointed out that reducing the compensation below the minimum fine does not constitute partial satisfaction of a claim as the relevant decision certifies, despite the reduction, that there has been an exclusive rights infringement.

Moreover, the Constitutional Court noted that the obligation of the right holder, whose exclusive right has been infringed, to reimburse legal costs of a defendant’s representative in full when the court reduced the amount of the claimed compensation contradicts the principle of good faith (Art. 1 para. 4 of the Russian Civil Code) and prevents the right holder from protecting his infringed right in a court.

Therefore, the Constitutional Court concluded that Art. 110 para. 1 of the Russian Commercial (Arbitrazh) Procedure Code does not provide for the payment of legal costs incurred by the infringer of an exclusive right from the right holder if compensation is reduced below the minimum fine.

Thus, the provisions of Art.110 of the Russian Commercial (Arbitrazh) Procedure Code could not be given a different meaning, which would lead to the right abuse by the defendant, as well as to a violation of the fundamental principle of equality before the law and courts. In our view, such an understanding is comply with the fair justice principle.