Изменения в Закон о защите конкуренции: снижение антимонопольного контроля

22 Декабря 2021
Анжелика Калашьян
Помощник юриста
Юлия Кораблева
Юрист

Государственной Думой РФ в первом чтении был одобрен проект федерального закона1 (Законопроект), предусматривающего внесение изменений в законодательство о защите конкуренции.

В случае принятия Законопроекта, изменения коснутся критериев признания хозяйствующих субъектов доминирующими на рынке. В частности, предлагается увеличить минимальный размер годовой выручки для признания положения субъекта на рынке доминирующим до 800 млн. рублей. Аналогичные поправки предусматриваются и в статью 28 Закона о конкуренции: необходимость получения предварительного согласия ФАС на сделку будет требоваться в случае, если суммарная стоимость активов объекта экономической концентрации и его группы лиц превысит 800 млн. рублей.

На сегодняшний день хозяйствующий субъект не может быть признан доминирующим, если его годовая выручка не превышает 400 млн. рублей, а согласие ФАС на сделки с активами коммерческих организаций необходимо получать в случае превышения суммарной стоимости таких активов 400 млн. рублей.

Указанные изменения обусловлены, прежде всего, необходимостью унификации критериев определения уровня бизнеса в зависимости от его доходности, поскольку актами Правительства РФ2 установлены предельные значения дохода для малых предприятий в размере 800 млн. рублей. Более того, по данным ФАС России3, за 2018-2020 годы порядка 15% ходатайств в ее органы были вызваны необходимостью согласования сделок с активами коммерческих организаций, суммарная стоимость которых составила менее 800 млн. рублей. Таким образом, нововведения помогут так же снизить нагрузку на антимонопольный орган.

Принятие данного Законопроекта будет способствовать оптимизации антимонопольного контроля, и, как следствие, снижению излишней бюрократической нагрузки на бизнес, благодаря чему компании получат больше свободы для осуществления свей деятельности на рынке.

1 Законопроект № 9719-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и статью 1 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
2 Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».
3 Пояснительная записка к Законопроекту № 9719-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и статью 1 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Amendments to the Law on Protection of Competition: Reduction of Antimonopoly Control

22 December 2021
Anzhelika Kalashyan
Legal Trainee
Julia Korablyova
Associate

The State Duma of the Russian Federation approved a bill1 (Bill) providing amendments to the legislation on the protection of competition in the first reading.

If the Bill is adopted, the criteria for recognizing companies as dominant in the market will be changed. In particular, it is proposed to increase the minimum amount of annual revenue to recognize the dominant position of the entity in the market to 800 million rubles. Similar amendments are provided to article 28 of the Law on Protection of Competition: the necessity of obtaining the FAS's prior consent to the transaction will be required if the total value of the assets of the object of economic concentration and its group exceeds 800 million rubles.

Nowadays the company cannot be recognized as dominant in the market until its annual revenue exceeds 400 million rubles, while the prior FAS consent to transactions shall be obtained when the total value of assets of the entities exceeds 400 million rubles.

These amendments are primarily aimed at unifying the business level determination based on its income criteria, since the acts of the Government of the Russian Federation2 set the limit for small enterprises in the amount of 800 million rubles. Moreover, according to the FAS Russia3, in 2018-2020, about 15% of applications were submitted for transactions with the total amount of assets less than 800 million rubles. Thus, these novelties will also cut down on the workload of the antimonopoly authority.

The adoption of this Bill will optimize the antimonopoly control, as well as reduce the bureaucracy formalities for the business, hence, companies will have more economic freedom for their activities in the market.

1 Bill No. 9719-8 "On Amendments to the Federal Law "On Protection of Competition" and Article 1 of the Federal Law "On the Fundamentals of State Regulation of Trade Activities in the Russian Federation".
2 Resolution of the Government of the Russian Federation No. 265 dated April 4, 2016 "On the Marginal values of revenue received from entrepreneurial activity for each category of small and medium-sized businesses".
3 Explanatory note to the Bill No. 9719-8 "On Amendments to the Federal Law "On Protection of Competition" and Article 1 of the Federal Law "On the Fundamentals of State Regulation of Trade Activities in the Russian Federation".