Изменения в охране труда в 2022 году

С 1 марта 2022 вступает в силу новая редакция Трудового кодекса РФ («ТК») , которая устанавливает усовершенствованные требования в области охраны труда. Основные изменения для работодателя заключаются в следующем:

Новые обязанности:

1.Приостановить работы на рабочих местах, если условия труда на таких рабочих местах отнесены к опасному классу по результатам специальной оценки условий труда (СОУТ)

Приостановка осуществляется до устранения оснований, послуживших установлению опасного класса условий труда. При этом устранение оснований происходит на основе плана мероприятий, который работодатель обязан разработать с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии). Копия утвержденного плана мероприятий также должна быть направлена в ГИТ по месту нахождения работодателя.

На период приостановки работы за работником сохраняются место работы (должность) и средний заработок. На время приостановки работник с его согласия может быть переведен на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

2.Отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не применяющего выданные ему средства индивидуальной защиты (СИЗ), применение которых является обязательным

Данное новое основание вводится в общий перечень случаев отстранения от работы, установленный ст. 76 ТК, и относится к работе:
  • во вредных и/или опасных условиях труда;
  • в особых температурных условиях.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется.

3.Осуществлять учет и рассматривать обстоятельства и причины, приведшие к возникновению микроповреждений (микротравм) работников

Под микроповреждениями (микротравмами) понимаются ссадины, кровоподтеки, ушибы, поверхностные раны и т.п., полученные работниками при исполнении ими трудовых обязанностей, а также при осуществлении иных действий, обусловленных трудовыми отношениями или совершаемых в интересах работодателя, которые не повлекли расстройства здоровья или наступление временной нетрудоспособности.
Рекомендации по учету микротравм должно будет утвердить Министерство труда и социальной защиты РФ (Минтруд). Основанием для регистрации микротравмы и возникновению обязанности работодателя по рассмотрению её обстоятельств и причин является обращение пострадавшего работника.

Новые права:

В новой редакции Раздела X (Охрана труда) ТК появились отдельные статьи, посвященные именно правам работника и работодателя. Права работодателя в области охраны труда включают:
  • вести электронный документооборот в области охраны труда;
  • использовать в целях контроля за безопасностью производства работ дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию;
  • предоставлять дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ, а также к базам электронных документов в области охраны труда Роструду и государственным инспекциям труда.
Таким образом, с марта 2022 года законодатель вводит более подробное регулирование в области охраны труда: уточняет терминологию, определяет основные принципы обеспечения безопасности труда, распределяет полномочия и обязанности государственных органов и уточняет права и обязанности работников и работодателей. Изменения направлены на совершенствование законодательства в области охраны труда и обеспечение предотвращения производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

1 Федеральный закон от 02.07.2021 № 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»
2 Не применимо в отношении работ, связанных с предотвращением или устранением последствий чрезвычайных ситуаций, а также отдельных видов работ, перечень которых утверждается Правительством РФ

Changes in occupational safety in 2022

Starting from March 1, 2022, a new edition of the Labor Code of the Russian Federation (“Code”) comes into force  that establishes improved requirements in the field of occupational safety. The main changes for the employer are as follows:

New obligations:

1.Suspend work at workplaces if the working conditions at such workplaces are classified as dangerous according to the results of a special assessment of working conditions

The suspension is carried out until the elimination of the grounds that caused determination the class of working conditions as dangerous. At the same time, the grounds are to be eliminated based on an action plan that the employer is obliged to develop considering the opinion of the elected body of the primary trade union organization (if any). A copy of the approved action plan must also be submitted to the State Labor Inspection at the employer’s location.

During the suspension of work, the employee retains his/her place of work (position) and average earnings. During the suspension, an employee, upon his/her consent, may be transferred to another job with a salary for the work performed but not lower than the average earnings for the previous job.

2.Suspend (disqualify) an employee who does not use the personal protective equipment (PPE) issued to him/her when using of such PPE is mandatory

This new ground is introduced into the general list of cases of suspension, established by Article 76 of the Code, and refers to work:
  • in harmful and/or dangerous working conditions;
  • in special temperature conditions.
During the suspension, the employee’s salary is not accrued.

3.Carry out record-keeping and consider the circumstances and reasons that led to the occurrence of micro-injuries of employees

Micro-injuries are understood as abrasions, bruises, superficial wounds, etc., received by employees in the performance of their labor duties, as well as in the implementation of other actions caused by labor relations or committed in the interests of the employer, that did not cause health disorders or the onset of temporary disability.

Recommendations on the record-keeping of micro-injuries are to be approved by the Russian Ministry of Labor and Social Protection (Ministry of Labor). The basis for registering a micro-injury and the emergence of the employer’s obligation to consider its circumstances and causes is the application of the injured employee.

New rights:

There are separate articles devoted specifically to the rights of the employee and the employer in the new version of Section X (Occupational Safety) of the Code. The employer’s rights include:
  • conduct electronic document flow related to occupational safety;
  • use remote video, audio, or other recordings to monitor the safety of the work process;
  • provide Federal Labor and Employment Service (Rostrud) and state labor inspections with remote access to monitoring the safe production of work, as well as access to databases of electronic documents related to occupational safety.
Thus, starting from March 2022, the legislator introduces a more detailed regulation of occupational safety – clarifies the terminology, defines the basic principles of ensuring occupational safety, distributes the powers and duties of state bodies and clarifies the rights and obligations of employees and employers. These amendments aim to improve the regulation of occupational safety and ensure the prevention of industrial injuries illnesses.

1 Federal Law No. 311-FZ of July 2, 2021 “On Amendments to the Labor Code of the Russian Federation”
2 Not applied to works related to the prevention or elimination of the consequences of emergency situations, as well as certain types of work, the list of which is approved by the Russian Government