Когда технический вопрос может стать юридическим?

25 ноября 2022
Анжелика Калашьян
Помощник юриста
Дмитрий Кириллов
Советник
Надежда Федотова
Юрист

Если вы не можете зайти на вебсайт российского государственного органа или банка, проверьте не отозван ли у него SSL/TLS-сертификат.

В связи с введением в отношении РФ ограничительных мер, у многих российских сайтов были отозваны международные SSL/TLS-сертификаты, удостоверяющие подлинность сайтов и позволяющие использовать зашифрованное соединение при доступе к этим сайтам.

Для продолжения функционирования такие сайты стали использовать российские TLS-сертификаты, которые с марта этого года выпускает Национальный удостоверяющий центр Минцифры. Владельцы российских вебсайтов могут установить на них эти TLS-сертификаты бесплатно на сайте Госуслуг с 5 марта 2022 года. На использование таких сертификатов сейчас перешли онлайн-сервисы Сбербанка, банк ВТБ, Минтруд, ФСИН и другие госорганы и организации.

Вебсайты с российскими TLS сертификатами свободно открываются только через Яндекс.Браузер или браузер Атом. Доступ к указанным сайтам может быть получен и через иные браузеры – для этого необходимо установить на устройство пользователя российские корневые сертификаты. Файлы для скачивания и инструкция по их установке также размещены на сайте Госуслуг.

Поскольку данная мера была вынужденной для продолжения работы сайтов, а специального порядка уведомления о переходе на российские сертификаты не предусмотрено, информация о таком переходе и порядке получения доступа к сайтам была доведена до сведения пользователей лишь точечно: например, 4 марта 2022 года она была размещена на сайте Минцифры, а 2 апреля 2022 года –  на сайте Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Эта ситуация могла создать, например, проблемы с подачей отчетности через различные государственные информационные ресурсы.

Таким образом, для продолжения получения бесперебойного доступа к российским сайтам, рекомендуем либо установить новые сертификаты на ваши устройства, либо использовать браузеры, поддерживающие эти сертификаты.

When a Technical Issue Can Become a Legal One?

25 November 2022
If you cannot access the website of a Russian state body or a bank check whether its SSL/TLS certificate has been revoked.

Due to the introduction of restrictive measures against the Russian Federation, many Russian websites have had their international SSL/TLS certificates, which prove the authenticity of the websites and allow the use of an encrypted connection when accessing these websites, revoked.

To continue functioning such websites began using Russian TLS certificates that are issued by the National certification center of Mindigit starting this March. Owners of Russian websites may install these TLS certificates free of charge from the Public Services website starting 5 March 2022. The online services of Sberbank, VTB Bank, the Ministry of Labor, the Federal Penitentiary Service and other state bodies and organizations have now switched to these certificates.

Websites using Russian TLS certificates are seamlessly opened only through Yandex.Browser or Atom browser. These websites can also be accessed through other browsers – for this it is necessary to install Russian root certificates on the user’s device. Files can be downloaded  from the website of the Public Services, where you can also find instructions for installation.

Since this was the emergency measure to continue the work of the websites, and there is no special procedure for notifying about transition to Russian certificates, information about such transition and the procedure for obtaining access to websites was brought to the attention of users only fragmentarily: for example, on 4 March 2022 it was posted on the website of the Ministry of Digital Development and on 2 April 2022 – on the website of the Unified State Information System in the field of healthcare (EGISZ). This situation could result in difficulties, for instance, with reporting through various state information resources.

Thus, to continue obtaining uninterrupted access to Russian websites, we recommend either installing the new certificates on your devices or using browsers supporting these certificates.